
Член СПЧ, судья КС РФ в отставке Тамара Морщакова подчеркнула на заседании, что в настоящее время адвокат сильно зависим от следователя: «Ни одно ходатайство адвоката не будет удовлетворено, ни один материал не будет приобщен к материалам уголовного дела, если на это не согласится другая сторона. Это показывает, что процессуальные гарантии равноправия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве требуют существенного укрепления».
Отставной судья также указала на регулярное ущемление прав адвокатов, у которых вопреки иммунитету проводят обыски, изымают документы, что нарушает их правовой статус, предполагающий конфиденциальность их деятельности. Более того, по словам Морщаковой, адвокатов пытаются допрашивать как свидетелей по делам их клиентов и даже привлекать к уголовной ответственности, если они, аргументируя свою позицию, приводят доводы, которые органам расследования «кажутся клеветническими».
В связи с этим экс-судья считает необходимым ввести ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката. В свою очередь, Владимир Путин сообщил Морщаковой, что ранее получил ее предложения, которые поддержал и передал их в Государственно-правовое управление для проработки.
Кроме того, член СПЧ, советник ФПА Юрий Костанов затронул проблему допуска адвокатов к подзащитным: «По закону я обязан предъявить на входе в изолятор удостоверение и ордер, тем не менее порой меня не пускают, говоря: „Покажите разрешение от следователя“. Однако, напоминает советник ФПА, в Конституции указано, что каждый задержанный имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания, а не ждать, когда он разыщет следователя. Президент, недоумевая по поводу существованию этой проблемы, ответил Костанову: „Если нужны дополнительные решения на уровне Верховного суда РФ, дополнения в закон, давайте это сделаем“.